Запись онлайн

«ТРУДНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

«ТРУДНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

Поведение ребенка, которое раздражает, чаще привлекает к себе внимание окружающих, требует реакции со стороны взрослого, мы часто называем «трудным».

«Трудное» поведение ребенка проявляется по-разному. Обычно родители называют его такими терминами как «непослушание», «агрессивность», «вспыльчивость», «истерики», «отказ выполнять любые просьбы со стороны взрослого», «вредность», «упрямство».

Однако есть разница между тем, как мы называем явление, и тем, как мы его описываем. Так, у каждого взрослого есть свой взгляд на то, какое поведение ребенка дает основание считать его, например, «непослушным». Один считает, что если ребенок отказывается есть, когда ему велят, то он «непослушный». Другой считает, что ребенок непослушный, потому что не здоровается с взрослым. А третий отмечает, что непослушный ребенок – это тот, который не обращает внимания на просьбы взрослого.

Кроме того, взрослые склонны обобщать поведение ребенка, формировать поведенческие «ярлыки», не сосредотачиваясь на том, при каких обстоятельствах возникли те или иные «трудности».

Чтобы получить более ясную картину проблемы, предлагаем вам перед походом к психологу заполнить дневник наблюдения за поведением ребенка в течение недели. Наблюдая за ребенком, довольно легко определить три основных аспекта в его поведении: а) частота – как часто проявляется проблема; б) продолжительность – сколько длится трудное поведение в каждом случае, или в течение какого времени за день такое поведение выглядит типичным; в) интенсивность – определение проблемы поведения как «несложной», «довольно серьезной» или «весьма серьезной». Интенсивность порой легче определить в баллах, например от 0 до 10 баллов, где 0 баллов – отсутствие «трудного» поведения, а 10 баллов – его максимальное проявление в течение недели.

Ход наблюдения за ребенком может быть представлен в виде таблицы: