Запись онлайн

Ребенок пошел в школу

Ребенок пошел в школу

«Дети приходят в мир, не ведая, кто они, и узнают об этом от окружающих»

(К. Вит)

        Поход в школу – новый и очень важный этап в жизни ребенка, в который он вступает со своим, пусть небольшим, как видится нам, взрослым, но опытом. Семилетний ребенок уже хорошо ориентируется в роли члена семьи и занимает в ней определенную позицию, проявляет свои полоролевые особенности (как мальчика или девочки), имеет свой личный опыт познания мира человеческих отношений через игру, свой опыт общения как с детьми, так и с взрослыми…

        Однако именно в школе в большей степени происходит становление социального «Я» ребенка. Для него открывается новая социальная позиция – позиция школьника, связанная с выполнением малознакомой ребенку деятельности – учебы, о которой он только что-то слышал (от старших ребят, воспитателей, родителей и пр.) и которая весьма высоко оценивается взрослыми в плане ее значимости в жизни ребенка.

        Представления о школе у ребенка носят, как правило, противоречивый и скорее негативный характер. Кроме того, учеба, как оказывается, начинает занимать значительную часть времени ребенка, не оставляя порой ничего для любимых занятий. Вся жизнь ребенка начинает крутиться вокруг одной, многократно повторяемой за день фразы: «Вот сделаешь уроки, тогда…». На фоне этого происходят глубокие изменения в плане переживаний ребенка, его представлений о своих возможностях, корректируется самооценка. Внутренний мир ребенка начинает закрываться от нас его размышлениями, действиями, которые он пытается как-то (пусть не всегда успешно) контролировать.

        Для ребенка приход в школу – это своеобразное «оформление на должность». Многие первоклассники просто мечтают стать «настоящим школьником», то есть тем, «у кого есть портфель, и который старательно исполняет школьные правила, слушается учителя, поднимает руку и получает отметки». Такие дети порой уже на второй день отказываются играть в игру под название «школа»; у некоторых это затягивается до конца начального звена, а потом они резко сбавляют обороты (хуже учатся, страдает поведение и пр.).

        Давайте посмотрим, какими качествами должен обладать семилетний ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе (качества «идеального ученика», по мнению педагогов):

  1.   быть внимательным, способным к длительному сосредоточению
  2.   иметь хорошую память
  3.   быть сообразительным
  4.   быть любознательным (проявлять интерес к новым знаниям)
  5.   иметь развитое воображение
  6.   иметь начальные навыки чтения, письма, счета
  7.   быть физически ловким, иметь развитую мелкую моторику (ручную умелость)
  8.   обладать определенными волевыми качествами (способностью выполнять не только привлекательную работу
  9.   быть организованным, аккуратным
  10.   проявлять дружелюбие, умение общаться с другими детьми и с взрослыми и др.
  11.         Если попробовать добавить еще характеристик идеального ученика, то мы получим образ ребенка, с которым каждому из нас было бы удобнее и проще установить продуктивные отношения. Но так в жизни практически не бывает! Кроме того, у каждого хорошего качества есть и обратная сторона:

  12. «любознательный» ребенок легко отвлекается на все новое, но очень не любит повторов и неизбежных типовых заданий (ему становится скучно);
  13. «дружелюбный» ребенок особенно склонен к болтовне с соседями по парте во время урока;
  14. «смышленый» – склонен высказываться с места, не давая подумать другим ученикам, и пр.

        И хорошо, если школа принимает первоклассников во всем их своеобразии. Однако на практике, это далеко не так. Каждое учебное заведение, да что там, — каждый педагог (!) предъявляет к детям свои требования. В своей работе я не раз сталкивалась с тем, что эти требования сами же педагоги затрудняются сформулировать. А ведь для первоклассника, только пришедшего в класс, так важно четко знать, что от него хотят: «сидеть прямо» или «проявлять активность на уроке» (для некоторых детей эти требования одновременно просто не выполнимы)! К тому же есть нерушимые правила, желаемые и приемлемые. И если педагог категорически не разрешает семилетнему ребенку выйти в туалет во время урока, то вряд ли такое правило можно назвать даже приемлемым.

        Несколько слов о школьной тревожности. Сразу отметим, что школьная тревожность – это зачастую многослойный пирог, с которым приходят родители на консультацию к психологу. И жалобы, как правило, не об этом: родители говорят о «трудностях обучения», «капризах», «неспособности организоваться», «нежелании учиться» и пр. И важным является понять — откуда «ноги растут»: «это про школу вообще-то или про семью», «это про учителя или сверстников» или же причины внутри ребенка (личностная тревога, напряжение, особенности здоровья и пр.).

Тема отношений семьи и школы очень важна для психического здоровья ребенка. В огромной степени тревога ребенка по поводу школы связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. Если изначально все в семье сомневаются в успешности ребенка, «знают» все его недостатки, то и учеба пойдет соответственным образом. То, как мы думаем про своих детей, играет важную роль в формировании их успешности или не успешности.

Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

        Составьте список неприятных слов, услышанных про вашего ребенка в школе, от других родителей, родственников. Запишите их все в столбик.

        Теперь сделайте глубокий вдох, подвигайтесь и вспомните своего ребенка, когда он доставлял вам чувство радости и умиления. Удерживая этот образ, посмотрите на каждое качество и постарайтесь найти в нем скрытый положительный смысл. Выявите это достоинство и назовите его. Например, агрессивность может обернуться стойкостью в защите своих интересов, а самоуверенность при некоторых обстоятельствах может дать самостоятельность. Возможности тут бесконечны.

        Постарайтесь использовать эти качества в беседе с ребенком. Помните:

  1. ► Смена лексики меняет восприятие ребенка.
  2. ► Применение лексики, употребляемое вами для вашего ребенка, заразительное.
  3. ► Существует прямая связь между положительной самооценкой ребенка и его готовностью к сотрудничеству, что так важно для успешного обучения ребенка в школе.

        И еще одно задание, которое, как мне видится, поможет вашей семье ввести ребенка в школьную жизнь, а вам – лучше понять своего первоклассника:

Домашнее задание на каждый день для всей семьи: попросите ребенка продиктовать вам рассказ о каком-либо (по своему выбору) эпизоде прошедшего дня. Взрослые могут дополнить рассказ своими размышлениями, связанными с взрослением ребенка. Если родители напишут о своей гордости и восхищении сыном (дочерью), о своих предложениях и просьбах учителю и одноклассникам ребенка, то это поможет наладить свободный диалог между школой и семьями детей, преодолеть типичный коммуникативный барьер типа: «Как дела в школе?» — «Все нормально…»

        Желаем вам и вашему первокласснику успехов в этом интересном, увлекательном путешествии под названием «школьная жизнь».


Со стоимостью оказываемых услуг, Вы можете ознакомиться в разделе цены.