Запись онлайн

Ребенок отказывается говорить или его трудно понять

Ребенок отказывается говорить или его трудно понять

Одна из проблем, с которой часто обращаются за помощью в нашу клинику – это различные нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста. К ним относится и так называемое «нежелание», «отказ» со стороны ребенка говорить, осваивать экспрессивную речь.

Причины этого явления разнообразны и связаны не только с особенностями развития ребенка в целом, но и с рядом психологических факторов, о которых речь пойдет ниже.

Одним из важных моментов является стиль воспитания в семье. Когда родители предупреждают все желания полуторогодовалого малыша, то ему нет необходимости и заявлять о них как-то иначе. Или, наоборот, чрезмерная властность со стороны одного из родителей также может быть поводом для отказа говорить: а зачем, все равно «заткнут» рот.

Привычка взрослых, заполнять пробелы в речи малыша, проявляя нетерпение или чрезмерное «понимание» речи ребенка, также приводит к отказу говорить или закрепляет у него неправильное произношение. Ведь ребенок искренне верит вам и думает, что его понимают и все остальные. И в данном случае ложь или чрезмерная активность со стороны взрослых – не во благо малышу.

Формируя собственную речь, ребенок подражает взрослым: что он и как слышит, то и так говорит. Поэтому если в вашем доме «сюсюкаются» с ребенком, или говорят с ним «слишком сложно», то это для него повод говорить неправильно или замолчать, не понимая, что от него хотят. Так, если двухгодовалому малышу говорить, что он обещал так больше не делать, — он вас не поймет: смысл слова «обещал» ему еще не доступен.

Застенчивый, нерешительный или тревожный ребенок также может не заговорить вовремя. Но тут важно разобраться – только в этом ли дело.

Иногда дети перестают говорить при смене обстановки (пошли в садик), после перенесенного кризиса утраты, конфликтах в семье… И каждый раз со стороны взрослых важно не пренебрегать проблемой, и не делать вид, что вы все понимаете, осознаете причину, и убеждены в том, что время все исправит.  А что же делать? – спросите вы.

Во-первых, если ребенок молчит, попытайтесь выяснить, говорит и общается ли молчун с кем-нибудь. Иногда дети разговаривают сами с собой, и вы можете тихонько подслушать, как играет малыш, оставшись один.

Во-вторых, развесьте по комнате картинки с изображением простых, знакомых ребенку предметов. Назовите их, покажите такие же предметы в окружающей обстановке, а затем попросите назвать предметы на картинке, но не будьте настойчивы. Понаблюдайте за малышом, может он покажет и назовет картинки своей любимой кукле?!

В-третьих, попробуйте спеть с ним вместе любимую песенку. Можно включить запись.

В-четвертых, не делайте вид, что вас устраивает молчание ребенка. Иногда родители говорят: «Со мной он разговаривает, а с другими людьми нет». И если вам не очень-то нравиться быть переводчиком у собственного ребенка, то есть повод для консультации со специалистом.