Запись онлайн

Развитие речи малыша

Почему ребенок отказывается говорить

Причины отказа говорить у ребенка могут быть разные. Достаточно часто в качестве такой причины выступают особенности общения родителей с ребенком. О чем идет речь? Прежде всего, о проявлении в поведении родителей чрезмерной предупредительности в осуществлении желаний ребенка. Стоит малышу показать пальчиком на «желаемый» предмет, как он тут же оказывается в его руках. Такое поведение ограничивает самостоятельность ребенка в целом, включая и речевую самостоятельность.

Чрезмерная «понятливость» со стороны родителей также не дает стимула к речевому развитию у ребенка. Своим «пониманием» родители заполняют пробелы в его речи, и ребенок перестает хотеть говорить. Кроме того, такое поведение со стороны родителей становится привычным и приводит в дальнейшем к неумению слушать ребенка.

Еще одна особенность общения родителей с ребенком, приводящая к отказу говорить с его стороны, – это «сюсюкающий» или «слишком умный» для ребенка характер речи у взрослых. Родителям важно помнить, что простота и ясность речи взрослого является условием формирования такой же речи у ребенка, поскольку малыш учится говорить, подражая. К тому же сложные предложения, объяснения, попытки показать ребенку причинно-следственные связи (например, длительные объяснения того, почему так нельзя делать), малышом просто не воспринимаются. Он реагирует на вашу мимику, интонацию и отдельные слова. Смысл многих слов, даже если эти слова ему знакомы, еще долго будет не понятен ребенку.

Нечеткость, дефекты речи у взрослого также могут быть причиной неговорения у ребенка, но не основной. Этот фактор скорее является провоцирующим в плане формирования нарушенной речи у ребенка, а не поводом не говорить вообще.

Характер общения с ребенком в семье, стиль воспитания также могут быть причиной отказа говорить со стороны ребенка. Речь идет о проявлении чрезмерной властности у родителей, которая сопровождается, как правило, повышенным контролем за поведением ребенка.

Если ребенок дома не говорит, а в детском саду разговаривает – то речь, скорее, идет о протестном поведении. Иногда неговорение в конкретной ситуации может быть признаком неврозоподобного состояния у ребенка (так называемый мутизм).

Кроме того, имеются и объективные, не зависящие от потребностей ребенка причины, по которым он может «не хотеть» говорить. К ним относятся различные дефекты речевого аппарата и слуха, а также особенности общего развития ребенка (общее состояние мышц, приводящее к слабой координации движений в целом, частые болезни и пр.).

Система поощрений-наказаний, переносимая и на речевое развитие, также оказывает влияние на формирование у ребенка желания говорить. Во время приема неоднократно наблюдалась ситуация, когда на предложение ответить на вопросы, поговорить, ребенок начинал просить у мамы конфетку или другую еду.

Таким образом, ответ на вопрос: почему не говорит именно ваш ребенок, — требует изучения ситуации развития малыша в целом, включая особенности воспитания и взаимодействия с ребенком, состояния его здоровья, особенности его социального окружения.