Запись онлайн

Норма и патология

К вопросу о «норме» и «не норме» в развитии ребенка

Осведомленность современного человека в различных сферах науки, техники, производства является зачастую условием его успешности в жизни. Так устроен человек, что полученными знаниями, жизненным опытом ему не терпится поделиться с окружающими. Именно поэтому вокруг появляется огромное количество так называемых «юристов», «врачей», «психологов» и прочих «специалистов». Вы спросите, какое это имеет отношение к теме нашей беседы? Отвечу: — «Прямое!» В своей консультативной практике я часто встречаюсь с ситуацией, когда на прием приходят уже с «выставленным диагнозом» (самостоятельно или с помощью окружающих). Причем окружающие проявляют просто поразительную готовность помочь в этом.

Не так давно в популярном телешоу, где обсуждалась тема насилия над несовершеннолетними, один из политических лидеров бросил фразу: «Нормальные люди к психологу не ходят!». И я вновь задумалась: деление людей на «нормальных» и «не нормальных», «адекватных» и «не адекватных», «таких» и «каких-то не таких» в нашем обществе стало тенденцией. При этом каждый в отдельности взрослый человек склонен считать себя «нормальным», «адекватным» и «таким». С детьми хуже – их можно легко «убедить» в обратном. И в этом направлении мы, взрослые, прикладываем немало усилий.

В рамках этой беседы я не ставлю задачу обсуждения того, для чего люди делят себе подобных на разные категории. Я хотела бы обозначить ряд важных моментов, которые, на мой взгляд, необходимо учитывать, если вы вдруг засомневались (самостоятельно или с помощью окружающих) в «нормальности» вашего ребенка.

«Не норма» в медицинской практике — это такое болезненное состояние организма, психики, которое накладывает отпечаток на всю жизнь человека: на его отношения с окружающими, на учебу, затрудняет самоконтроль и пр. При правильном и своевременном подходе такая «не норма» может быть устранена или, как говорят специалисты, компенсирована.

«Не норма» — это такое состояние, диагностировать которое может только специалист (врач, медицинский психолог, логопед). Только он имеет представления о том, что такое «норма — не норма» в конкретном случае, и, главное, несет за это ответственность. Когда в детском саду или в школе слышишь про ребенка, что он «неадекватный», то у меня возникает вопрос: «Не адекватен чему? Представлениям педагога, родителя о том, каким должен быть именно этот ребенок? Что служит критерием измерения этой неадекватности?» «Ярлык» прикрепляется быстро, а поставивший ребенку «диагноз», не несет за это никакой ответственности!

«Не норма» в развитии ребенка – это то, что доказано определенными научными методами и в соответствии с четкими критериями. Другими словами, чтобы говорить о ненормальности в поведении, развитии ребенка, нужно обладать фактами, полученными не со слов кого-либо, включая порой и самих родителей, а в результате тщательно проведенной диагностики (медицинской, психологической).

Любой человек, а тем более ребенок, не смотря ни на что, изначально для всех является психически здоровым, пока не доказано противное, и никто не вправе требовать от него (его родителей) подтверждения этого очевидного факта. Мы же сегодня видим совсем иную ситуацию, когда при проявлении так называемой «анормальности» в поведении ребенка в детском саду или школе, педагоги и даже родители других детей настаивают на визите этого чада сразу к психиатру для уточнения всем уже и так понятного «диагноза».

Прежде чем сказать, «нормальное» или «не нормальное» то или иное проявление в развитии ребенка, специалисту важно ответить на вопрос «Почему это происходит именно с данным ребенком?». Любое переживание, жалоба со стороны родителей рассматриваются психологом многомерно, а не толкуются однозначно. За одним и тем же переживанием может скрываться как психологически понятный феномен-признак (т.е. «норма»), так и признак заболевания («не норма»).

Понимание «нормы – не нормы» в развитии ребенка ведется с учетом семейного контекста. Важно осознавать, что тот или иной феномен в психическом развитии ребенка не существует изолированно, а является частью семейной системы, которая по-своему воспринимает и понимает окружающий мир, по-своему с ним взаимодействует. Приведу простой пример, когда в семье ребенок долго не произносит те или иные звуки только потому, что кто-то из родителей проговаривает их именно так. Что это? С точки зрения возрастных требований к уровню речевого развития ребенка, это — скорее не норма, а с точки зрения семейного контекста, например, не произносить четко шипящие звуки, — вполне нормально.

Поэтому смело можно утверждать, что практически не существует таких психических проявлений, которые могут однозначно толковаться как «нормальные» или «ненормальные» (патологические). В каждом конкретном случае этот вопрос решается на приеме у специалиста.


Со стоимостью оказываемых услуг, Вы можете ознакомиться в разделе цены.